m_vovan (m_vovan) wrote in pripyanye,
m_vovan
m_vovan
pripyanye

Categories:

Ветошкино, усадьба Пашковых.

Начнём с рассказов об усадьбах юга Нижегородской области. Первой будет усадьба Пашковых, которая находится в нашем с piligrim_yulias  селе - Ветошкине (Гагинский район). Её создавали, безусловно, неординарные личности, и при должном внимании она могла бы стать одной из ярчайших жемчужин нашей области, если бы не человеческое бездушие, почти погубившее её 16 лет назад и продолжающее методичное уничтожение и по сей день...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Расположено Ветошкино на высоком правом берегу реки Пьяны в 7 километрах к северу от райцентра - села Гагино и в 155 км к юго-востоку от областного центра - Нижнего Новгорода. Раньше оно входило в Сергачский уезд Нижегородской губернии. Безусловно, эти места - одни из красивейших во всей Нижегородской области: с высоких холмов над Пьяной открываются головокружительные панорамы на 30-40 км, а сами холмы, покрытые очень живописными дубовыми перелесками, эффектно смотрятся с пьянского левобережья. На первом снимке - вид с Красной горы, по дороге из Ветошкина в Гагино, на втором - коренной берег реки около Ветошкина.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Известно село с XVII века, а к Пашковым оно перешло во второй половине XVIII века, когда Александр Ильич Пашков (1734-1809) - небогатый, но очень расчётливый помещик села Верхнего Талызина Курмышского уезда Симбирской губернии (к слову сказать, в паре километров от этого села и начинается река Пьяна) женился на богатой наследнице Дарье Ивановне Мясниковой (1735(40) - 1808) и разом стал владельцем земель на Южном Урале с рудниками и железоделательными заводами и обширных земель в Нижегородской губернии.
Вероятно, история ветошкинской усадьбы и начинается с А.И. и Д.И. Пашковых. Отсюда же начинаются загадки. Дело в том, что главный дом усадьбы состоит из двух различающихся частей. Юго-восточная - более скромная, чем северо-западная, по мнению некоторых исследователей, является первоначальной, и, вероятно, построенной ещё в конце XVIII века по проекту В.И. Баженова!


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Однако, авторство великого зодчего, а вместе с ним и дата начала строительства до сих пор не подтверждены архивными исследованиями, как и не опровергнуты.
Имя Баженова связано и с пашковским Верхним Талызином, которое сейчас находится в Сеченовском районе нашей области, почти на границе с Мордовией. Дело в том, что в 1791 году там был построен величественный и очень красивый Александро-Невский храм, также приписываемый его проекту. Разбогатевший после удачной женитьбы Александр Ильич вполне мог позволить себе роскошные сооружения, да ещё и спланированные известным архитектором - своим современником.

В 1803 г. большая часть нижегородских имений вместе с Ветошкином перешла к их сыну Василию Александровичу Пашкову (1759-1834), генерал-майору, члену Генерального совета, женатому на Екатерине Александровне Толстой (1768-1835). Супруги были знакомы Александру Сергеевичу Пушкину.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В 1810-1819 годах в Ветошкине на средства В.А. Пашкова возводится храм Усекновения главы Иоанна Крестителя с приделом Архангела Михаила - замечательный памятник архитектуры эпохи классицизма.В церкви находилась древняя святыня - чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, принесенная из находившегося по соседству в 5 км к северо-западу упраздненного Троицкого монастыря. Богатством внутреннего убранства этот сельский храм не уступал храмам губернского города. Рустованные стены, четырёхколонный портик над входом... Была и высокая колокольня.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Следующим владельцем Ветошкина стал сын В.А. и Е.А. Пашковых Александр Васильевич (1792-1868), герой Отечественной войны 1812 года, многократно награждённый высшими орденами за храбрость в сражениях. Женат он был на Елизавете Петровне Лобановой-Ростовской, которая, по преданию, оставила своего первого мужа - обер-прокурора Сената - ради А.В. Пашкова, и это было хорошо известно А.С. Пушкину. Великий поэт мог встречаться с Пашковыми на земле Сергачского уезда, но, к сожалению, подтверждений этого пока не обнаружно.
Именно при А.В. Пашкове усадьба приняла окончательный облик. Во-первых, это роскошная северо-западная часть дворца, поднятая на высокий постамент-террасу. Если период постройки юго-восточной части дворца пока под вопросом, то время завершения строительства второй части здания - 1868 год - было увековечено на одной из стен.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Впрочем, "увековечено" - неподходящее слово. Потому, что сейчас табличку  "1868", как и многого другого, вы уже не увидите на своих местах. Но об этом ниже. Так совпало, что этот год стал последним для А.В. Пашкова.

Дворец же был построен в стиле английского романтизма из красного кирпича (по преданиям - частично из кирпичей храма тогда уже упразднённого Троицкого монастыря) и облицован борнуковским камнем из недалёкого месторождения. К слову сказать, территория бывшего монастыря (сейчас там стоит часовенка с блестящим на солнце куполом) и предместья села Борнукова, около которого находится месторождение ангидрита, отлично видны с верхней улицы Ветошкина.
На фото - северо-восточный фасад и парадный вход.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Интересная деталь: белокаменное обрамление дверного проёма повторяет отделку входа в алтарь ветошкинского храма (а может быть, и наоборот). Вероятно, этим хозяин имения хотел подчеркнуть, что его дом - святая святых. Также обратите внимание на главки аттика, которые над светскими зданиями обычно не ставили.
Во дворе была круглая клумба с валуном посередине. Экипажи, подъезжая к парадному входу по двойной липовой аллее и наблюдая по левую руку сквозь деревья белеющий массив храма, делали разворот вокруг цветника в партере.

Вот как выглядел дворец со стороны храма. Поляна на переднем плане -- так называемая зеленая зала, то есть открытое пространство произвольной (в данном случае прямоугольной формы), обсаженное деревьями. Виден парадный вход в дом, и башня с флюгером, усиливающая несимметричность поздней части здания. Правее за границами кадра - подъездная аллея.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Северо-западный фасад был украшен двумя эркерами. Устроенные на английский манер они были, наверное, любимым прибежищем женской части семьи. В этих нишах ставились кушетки, а за драпировкой штор можно было устроиться с книгой во время непогоды и слушать шуршание дождя по стеклу...
В английских традициях - и дымовые трубы, и балюстрады на крыше здания, и "плетенки" на стенах.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Юго-западный трёхчастный фасад дворца - наиболее выразительный. Его боковые павильоны с фигурными ступенчатыми фронтонами, очерченные филигранным декором, напоминают собой и традиционные русские закомары, и даже буддийские ступы.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Во-вторых, около дворца возник целый комплекс строений: дом управляющего, хозяйственный флигель, прачечные, погреб-ледник с проезжей аркой, устроенный в холме, земля для которого была взята при копании прудов в парке и фруктовом саду, а также конезавод и больница.

После смерти А.В. Пашкова Ветошкино унаследовал его сын Василий Александрович Пашков-внук (1831-1903). Он был женат на Александре Ивановне Чернышёвой-Кругликовой (р. 1832), племяннице Александры Григорьевны Муравьёвой - жены декабриста Н.М. Муравьёва.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Несмотря на успешное продвижение по службе в Военном министерстве, в 1858 г. В.А. Пашков увольняется в чине полковника. В 1874 году, не без влияния своей англомании и сестер жены, он знакомится с лордом Гренвиллом Редстоком и становится лидером секты евангельских христиан и на широких началах организовывает деятельность, ведущую к разрушению православной веры. Первое время этот "великосветский раскол" не встречал сопротивления ни духовных, ни светских властей. Но всему приходит конец, и после 1884 г. Пашкова высылают из России, он удаляется в Лондон.
А.В. и А.И. Пашковы прославились в Ветошкине своей добросердечностью и благотворительностью, содержали больницу, школу, интернат для бездомных и нищих...
Сына-наследника у них не было, были три дочери - Софья, Ольга и Мария. Впрочем, они недолго владели усадьбой - в 1917 г. нагрянула революция и они были вынуждены эмигрировать...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Русская реставрация - бессмысленная и беспощадная...

Вернёмся из исторического экскурса в нынешнее время... Представим себя на подъезде к Ветошкину. Когда-то оно стояло на большой дороге - торговом тракте Лукоянов - Сергач - Васильсурск. Недалеко отсюда, в 2-х километрах к югу от Гагина, проходил главный тракт Российской империи - Московско-Симбирский, по которому везли пленного Емельяна Пугачёва, возвращалась из путешествия по Волге императрица Екатерина II, отправлялась в ссылку за мужем Александра Муравьёва (и, возможно, заезжала по пути в Ветошкино), мог проехать Пушкин, направляясь в отцовское имение в Болдино... Сейчас старые тракты забыты, а большая дорога проходит по холму над Ветошкином. Виды, кстати, с неё открываются потрясающие: как на ладони видно село Юрьево с полуразрушенным Воскресенским храмом (о нём мы расскажем в своё время), правее блестит купол часовни на Троицкой горе, а от неё до самого Ветошкина тянется поросший лесом крутой склон коренного правого берега Пьяны. В октябре он вспыхивает разноцветными красками дубов, берёз, ильмов... Само Ветошкино также показывается издалека маковкой церкви, возвышающейся над сосновой рощей, посаженной в 1914 году и отделяющей усадьбу от села. Поворот по указателю "Ветошкино 1.5 км", дорога спускается с горы, приехали! Первое, что видим - это полуразрушенные корпуса конного завода.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Конюшен четыре и стоят они по сторонам прямоугольника, образуя внутренний манеж. Место для их строительства выбрано с расчётом, чтобы ветер дул от усадьбы к конюшням и ни в коем случае не наоборот. Александр Васильевич Пашков и его сын Василий Александрович считались знатоками лошадей и выводили свою рысистую породу, смешивая русские и американские крови. Обычно лошадей приобретали местные же помещики, так как считалось что пашковская рысистая хороша на охоте. В советские времена конезавод не выжил: просуществовав до войны, был ликвидирован. Часть поголовья оказалась в Перевозе... Недалеко от конезавода находился "татарский хутор", где Пашковы селили нанятых для ухода за лошадьми знающих толк в коневодстве сергачских татар. На месте хутора находится родник.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В самом селе ещё с пашковских времён есть два пруда:


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Через дорогу от конезавода находится полуразрушенное П-образное здание больницы. Конструкция здания интересна перекрытиями из дубовых брусьев, заполненных кирпичом. Открылась она в 1858 году при А.В. Пашкове и просуществовала до 1908 г. 29 лет в ней проработал доктор Э.П. Ассендельфт, заслуживший всеобщее уважение в округе, что было отмечено вручением ему  благодарственного адреса сергачским предводителем дворянства П.И. Званцевым. Помощником лекаря работал Доминик Доминикович Матузевич. В советское время в здании больницы были квартиры, дом быта, а теперь оно заброшено... Вот так оно выглядело в 2000 году:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А так выглядит сейчас... Его постепенно растаскивают на кирпичи...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Впрочем, на короткое время отвлечёмся от грустного. Вот школа, построенная предположительно в 1903 году Александрой Ивановной Пашковой, находящаяся недалеко от сельсовета. Отлично сохранившаяся, она до сих пор используется по прямому назначению.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вернёмся к началу улицы, на которой находится школа. Через сосновую рощу вперёд уходит просека. Это четырёхрядная липовая аллея, служившая подъездом к пашковскому дворцу. Здесь могли разъехаться два экипажа. Она сохранилась, только сильно заросла. Сейчас к усадьбе подъезжают по-другому - мимо церкви, фото которой находится выше, асфальтированная дорожка проходит там, где стояла колокольня.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Справа - футбольное поле, обрамленное с одной стороны рядом лиственниц. Это бывшая "зелёная зала".


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вы уже почувствовали что-то неладное, не правда ли? Где крыша дворца, где прозрачный купол с флюгером? Их нет. Реальность поразит вас леденящим душу ужасом. С 1930-х годов в здании дворца размещался сельскохозяйственный техникум (сюда он был переведен из с. Черновского), Ветошкино славилось специалистами в области сельского хозяйства, терраса дворца и парк служили местом гуляний молодёжи... Но в начале лихих 90-х годов техникум переехал в Большое Болдино. Дворец, хоть и был ещё на балансе техникума, остался практически без присмотра, и через короткое время, в 1994 году сгорел в страшном пожаре, устроенном вандалами, похитившими драгоценные паркет и лестничные перила из морёного дуба. Здание тлело несколько недель. Заметим, что ещё до пожара достаточно серьёзные организации (в числе которых был такой промышленный гигант, как АвтоВАЗ), высказывали заинтересованность в восстановлении архитектурно-паркового ансамбля усадьбы. Они уже было собрали необходимые документы, однако Комитет по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области отказался выдать письменное разрешение...

После этого 10 лет усадьба была совершенно бесхозной. Парк и сад одичали и заросли, местные жители не стеснялись брать для строительных целей камни руин дворца...
Вот фото северо-западного фасада, сделанное в августе 2000 года. Левого эркера уже нет.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А это - 2006 год. Правый эркер тоже исчез...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Но это ещё не самое страшное. В 2006 году у усадьбы появился новый хозяин - пешеланский гипсовый завод "Декор-1", входящий в холдинг "Синь России", возглавляемый "академиком" Виктором Семеновичем Лавровым. Новый хозяин сразу решил, что восстанавливать сгоревший дворец ему невыгодно (заметим, что восстановление его вполне возможно, благо архивные чертежи и снимки сохранились, но, разумеется, требует огромных вложений), гораздо выгоднее "переписать" историю усадьбы и подавать её не очень осведомлённым посетителям с выгодой для себя. А переписать её очень просто. Смотрите: вот парадный вход во дворец, ещё в 2005 году щеголявший уцелевшей при пожаре белокаменной отделкой из борнуковского камня (фото сделано в октябре 2005 г.):


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вот он же в 2006 году (сентябрь):


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Несколько южнее юго-восточного фасада дворца стоял невзрачный хозяйственный флигель. Он был двухэтажным, но совершенно скрытым от глаз дикими зарослями. На фото ниже - он же в конце сентября 2006 года:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Заметили? Табличка с годом завершения постройки пашковского дворца красуется теперь здесь, равно как и некоторые главки, венчавшие аттики. Также появился купол с флюгером, имитирующий прежнее завершение башни дворца. Кроме того, окон во флигеле до этого было не так много. От отделки парадного входа не осталось и следа.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Зато флигель не узнать. Верите или нет, но это теперь "зимний дворец" Пашковых!


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Приглядитесь внимательнее к клумбе. Как вы думаете, откуда взяты камни для её устройства? Правильно - они тоже отодраны от белокаменной отделки дворца:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вообще, руины пашковского дворца теперь служат неиссякаемым источником стройматериалов. В том числе, и для лестницы в псевдодворце, интерьеры которого рекламируют основную продукцию холдинга - гжель.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Между прочим, новый хозяин усадьбы здесь не живёт, он сделал своей резиденцией "баронский хутор" соседнюю усадьбу барона Жомини, что на горе над Гагином, а здесь - гостиница для состоятельных посетителей. Какому именно Жомини принадлежала та усадьба, равно как и про некоторые усердно перевираемые экскурсоводами факты из её истории, мы вскоре расскажем. Перед парадным входом, посреди цветника, лежал огромный валун высотой полтора метра. После революции многие местные жители пытались копать под ним в поисках клада, оставленного бывшим барином, но безрезультатно. Нашли лишь скелет любимой барской гончей собаки и ее железный ошейник и оставили камень в покое. И лежал он до тех пор, пока господин Лавров не увёз его на Баронский, мотивируя это тем, что оттуда в советское время пропал камень ещё больших размеров и пропажу эту следовало восполнить. Вот он, этот камень, в 1980-х годах:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А вот в 2005 году:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Кстати, вот так выглядело начало подъездной липовой аллеи, если смотреть от камня:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Это 2005 год. Сейчас аллея перерезана забором, огородившим усадьбу. Вне забора остались церковь, школа, руины больницы и конезавода, являющиеся, вообще-то, полноправными усадебными строениями. Но новому хозяину они не нужны. В то время как В.А. Пашков, хоть и имевший свои взгляды на религию, содержал храм на свои средства и снабжал его богатой утварью, нынешнее состояние церкви, у которой покосился крест, часть окон заложена кирпичом или забита фанерой, стены которой обшарпаны, потому что всё держится лишь силами одного человека - настоятеля храма отца Олега, господину Лаврову глубоко ... безразлично.
А это - известный пашковский кирпичный паркет.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Им была вымощена терраса, на которой летом можно было и за столиком кофе попить, дыша парковой свежестью и танцевальный вечер провести. Парк иллюминировался, музыканты размещались тут же на террасе. Вот, кстати, Пашковы, сидят здесь - Александра Ивановна с дочерьми Марией (слева), Ольгой (справа) и Софьей (спереди)


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Стоит отметить, что ранее терраса имела обрамление в виде перил и балясин из белого камня, которые погибли при пожаре. Новый собственник же паркет этот застелил водонепроницаемым полотном и присыпал щебнем. Чтобы вода от дождей и таяния снега не протекала в откопанные подземелья. При прежнем барине с лишней водой справлялись хитрые системы водосбора. Вот, полюбуйтесь, как получилось - практично и уродливо:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

На террасе стояли бюсты античных философов, в количестве 12 штук. Сохранилось 4, они находятся в запасниках Нижегородского художественного музея. Вот один из них:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Теперь здесь стоят фигуры полуобнажённых красоток. О времена, о нравы...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Подземелья дворца... Такими они были до недавнего времени...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А теперь в "винных погребах" почивают пианые мужики.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Давайте немного погуляем по разрушенным залам и переходам дворца. Стены этих коридоров изобиловали картинами, которые Пашковы собирали по всему миру и бережно хранили


Посмотреть на Яндекс.Фотках

После революции большая часть их была просто уничтожена. Однако, кое-что удалось спасти и отправить в Нижегородский художественный музей. Кроме того, жители села время от времени находили на своих чердаках вырезанные из рам полотна с плохо сохранившимися изображениями. Вот один из портретов, находившихся во дворце. На нём изображена знаменитая Александра Григорьевна Муравьёва, тётка Александры Ивановны Пашковой.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Из пашковской коллекции в музей поступили и 5 панно итальянского живописца XVIII века Доменико Фассати в стиле "vita in villa", которые ветошкинские старожилы называли "красотой небесной". Сразу за парадным входом, с которым так варварски расправился Лавров, находился большой холл, из которого вела дверь в Дубовый зал, отделанный дубовыми панелями, богато украшенными резьбой. Был и Розовый зал, отделанный тиснёной кожей. Стены и потолки некоторых помещений имели богатую лепнину. Вот её остатки, подкрашенные в советское время масляной краской:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

До недавнего времени кое-где сохранялись остатки лестничных перил из морёного дуба (между прочим, это настоящая драгоценность - затонувшая в водоёмах дубовая древесина в изоляции от атмосферы в течение сотен лет приобретает совершенно уникальные прочностные свойства и окраску)


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сейчас и этих остатков вы уже не увидите...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вот остатки мраморных ступеней...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Кстати, во дворце находился ещё и мраморный бассейн, обставленный экзотическими растениями.
Вот как выглядит башня дворца изнутри.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Видна маленькая дверь под самой крышей. Получается, что третий этаж тоже был жилым или использовался под другие нужды, имел окна. Выходит, что Пашковы имели четырехэтажный дом - внизу, под домом были еще подземелья с хранилищами и коридорами...
Из комнат верхнего этажа можно было любоваться запьянскими далями...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В северо-западной части здания имеется сквозная арка-проезд. Назначение её неясно. Вряд ли барину был необходим внутренний "гараж", поскольку в Ветошкине Пашковы жили преимущественно летом.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Более старая юго-восточная часть дворца была лишена больших парадных залов и богатства украшений. Потом именно в ней были и жилые комнаты, и каморки слуг и на первом этаже кухня, соседство с которой барских спален считалось недопустимым из-за запаха приготовляемой пищи. Это было дурным тоном, если в доме пахло кухней.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Этот коридор шёл по оси здания. Из него открывались двери в залы и комнаты. Он упирался в старую часть дома, где выходил через дверь, используемую только прислугой.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Пройдём по этому коридору до конца и покинем дворец. Слева находятся остатки домика управляющего пашковским имением. Домик был переменной этажности, то есть в основном одноэтажный, а на подъемазх крыши, под коньком были жилые комнаты. Уменьшенная копия барского домика: интересная и ассиметричная, из красного кирпича и с облицовкой белым борнуковским камнем. Нынешний хозяин восстанавливать его, как и дворец, категорически не желает.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Прямо перед нами - вал-хранилище, для создания которого использовалась земля после копания пруда в низине парка и небольшого водоема в фрктовом саду. Арка была проездной. Это было удобно для разгрузки продуктов с телеги. Помещения уходили направо и налево. Там же был ледник. Хранилище находится в окружении остатков мастерских, выхода с кухни и в непосредственной близости от фруктового сада. Так оно выглядело в 2005 году:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А так выглядит сейчас:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Теперь здесь находится целых два заведения. Первое - сельская тюрьма. Знакомьтесь - это Катюша Маслова, посаженная за провинности нынешним барином в темницу.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Дааа, нравы у нынешнего хозяина не те, что были у Пашковых. Они и заботились о просвещении своих крестьян, и помогали погорельцам деньгами, стройматериалами и хлебом, и ветошкинских женщин приглашали пособирать лесных даров в летнюю пору за очень хорошую плату, и подарки дарили своим слугам на свадьбу...
Второе  - "музей рода Пашковых". Экспозиция поражает своей скромностью.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Создатели экспозиции явно провели один день в архиве, один день в областной библиотеке, не более того.
Как будто не о чем больше рассказать - ни об обычаях и традициях жизни господ в усадьбе, ни о сельской ярмарке, устраивавшейся в честь главной святыни округи - чудотворной иконы, ни о знаменитых рысаках, которые разводил барин на конезаводе, ни о больнице, оборудованной самым современным по тем временам медицинским оборудованием, в которой работали бесконечно преданные своему делу доктора, ни о "радениях" секты "евангельских христиан", которые проходили недалеко от Ветошкина в специальном лесном домике, ни о том, что точно такие же "собрания" проходили в Верхнем Талызине...
Скорее выйдем из бывшего погреба и направимся в упоительный в своей красоте парк. Уж в нём-то нет никакой фальши!
По крайней мере пока - обратите внимание, что около усадебных строений из земли уже проросли керамические грибы:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Продолжение здесь.
Tags: Гагинский район, Сергачский уезд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments